ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
(усовершенствование)
«ПРЕНАТАЛЬНАЯ И ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯИ МЕДИЦИНА
»
Руководитель программы Чичерина Н.А.
Данная программа
является медико-психологическимпрактикумом для специалистов,
работающих в области перинатальнойпсихологии и медицины, а также для
ворачей и психологов, интересующихся
этими вопросами
ПРОГРАММА I ступени обучения – 120 часов
«Введение в пренатальную и перинатальную психологию и медицину»
7 - 20 февраля 2005 года
Теория и практика медико-психологического сопровождения беременности. Чичерина Н.А.
Современные системы подготовки к родам и родительству. Онтология пренатального воспитания. Теория перинатальных матриц Станислава .Грофа. Условия и механизмы формирования психики внутриутробного ребенка. Формирование содержания медико-психологических программ подготовки семейных пар к родам и сознательному родительству. Психологическая готовность к родам. Психодиагностические методы изучения психофизического здоровья беременных. Дыхательные техники, виды психофизического расслабления. Физиология и психология воздействия цвета. Изобразительная деятельность беременных – как метод диагностики и коррекции эмоциональных состояний. Методы психоаутотренинговой работы с позитивными установками на роды. Групповые методы психокоррекции в работе с беременными и семьей. Менеджмент пренатального психолога. Тестирование специалистов.
Психология материнства. Мещерякова С.Ю.
Роль матери в психическом развитии ребенка. Факторы, влияющие на психологическую готовность к материнству. Феноменология материнского поведения. Особенности развития детей раннего возраста с разными типами психологической готовности. Диагностика психологической готовности к материнству.
Семейная психология Шнейдер Л.Б.
Современные представления о семье. Определения семьи, брака и его альтернативы. Функции современной семьи. Жизненный цикл семьи. Кризисные периоды в браке. Семья в системе родственных отношений.
Психология материнства в период беременности
и после родов. Хамитова И.Ю.
Материнство и психическое развитие ребенка. Социально--культурные аспекты материнства. Теория материнства в психологии. Психическое развитие ребенка в раннем онтогенезе и функции матери. Функции матери в различные периоды развития ребенка, обеспечивающие его благополучие. Формирование и развитие материнского поведения. Роль семейных историй в формировании материнского поведения. Роль взаимодействия с собственной матерью в формировании материнского поведения. Развитие материнской сферы в игровой деятельности. Роль взаимодействия с младенцами в формировании материнского поведения. Дифференциация материнской и половой сфер поведения. Взаимодействие с собственным ребенком. Составление генограммы.
Психодиагностика. Собчик Л.Н.
Психодиагностика эмоциональной сферы беременных. Методы диагностики тревожности.
Тест Люшера, СМИЛ (MMPI) - примеры интерпретации отдельных профилей.
Тренинг навыков эффективного взаимодействия. Трепалина Н.Ю
Основные навыки, необходимые пренатальному психологу – консультанту, ведущему группы беременных. Групповые правила в группе с контролируемой динамикой. Установление контакта в общении. Понимание своего состояния и его презентация, а также понимание других людей - сопереживание. Передача и приемы информации. Микронавыки активного слушания. Личные и профессиональные качества консультанта (эмпатия, эмоциональная теплота, искренность, позитивное отношение к клиенту). Составляющие терапевтических отношений. Навыки начала и завершения отношений.
Введение в основы взаимодействия терапевта
и клиента. Бебик М.А.
Базовые понятия психологического консультирования: «эмпатия», «конгруэнтность», «позитивное отношение». Техники «кувшин эмоций», «зеркало» как способы работы в диадах: муж-жена, мать-дитя, «отец-дитя». Способы развития способностей к эмпатии.
Практические методы работы с группами беременных и семейными парами.
Психологические методы работы по выявлению запросов в группе.
Психологические методы работы с подготовкой к изменениям в семейной системе. Методы работы с семейными парами на улучшение взаимопонимания и способности осваивать новые роли (матери, отца). Стресс-менеджмент (практические упражнения для быстрого восстановления ресурсов организма).
Терапии творчеством в процессе психологического
сопровождения беременных. Бирюкова И.В
Диагностические аспекты рисунка и движения. Исследования экзистенциональных смыслов материнства в групповой работе. Специфика применения телесно-ориентированных методик в работе с беременными.
Практика пренатального психолога в системе родовспоможения. Каменецкая Г.Я.
Профессиональные взаимодействия врача и психолога. Организация акушерско-гинекологического стационара. Особенности формирования запросов на психологическую и психотерапевтическую помощь в различных отделениях акушерско-гинекологического стационара.
Детская психоневрология. Козловская Г.В
Психологическое здоровье младенцев. Формирование психологических функций в раннем возрасте и его нарушения. Психологические проблемы младенческой депривации (виды депривации и ее последствия).
ПРОГРАММА II ступени обучения – 140 часов
«Психологическое здоровье будущей матери и ее ребенка»
14 - 28 мая 2005 года
Психологическое и репродуктивное
здоровье беременных. Чичерина Н.А
Функции пренатальной и перинатальной психологии. Психология малой группы. Психологические тренинги для беременных. Психокоррекционная работа с группой в процессе длительной и короткой подготовки к родам. Особенности ведения психотерапевтических групп беременных с различным состоянием здоровья. Перинатальная психотерапия: психология родовых травм. Психология родов, партнерские роды. Психологическое консультирование семей по программе «сознательного зачатия». Применение метода нормобарической прерывистой гипокситерапии в процессе подготовки беременных к родам в контексте профилактики экстрагенитальной патологии. Функции пренатального психолога в системе здравоохранения (женской консультации, стационаре родильного дома). Перинатальный психолог в системе здравоохранения. Менеджмент пренатального психолога.
Психотерапия нарушений психологического
здоровья беременных. Каменецкая Г.Я.
II. Аффективная сфера и беременность. Психические нарушения при беременности. Нормальная «психопатология» беременности. Клинические шкалы оценки депрессивных и тревожных состояний. Психотерапия расстройств личности.
Роль врача-психотерапевта. Деонтология в построении отношений: психолог – врач. Тревожные состояния беременных и возможности их психотерапевтической коррекции.
Послеродовая депрессия. Психологическое консультирование при бесплодии.
Балинтовские группы: история возникновения, задачи, структура, функции.
Психология родительства. Шнейдер Л.Б.
Психология формирования родительства. Воспитание детей. Материнская дилемма. Психология родительской любви. Детское соперничество в семье.
Психология беременности. Семья в период беременности. Хамитова И.Ю.
Этапы переживания беременности. Стили переживания беременности.
Психотерапевтическая работа с беременными женщинами и ее особенности на разных этапах беременности. Консультирование семьи в период беременности.
Понятие семьи как системы. Понятие функциональной и дисфункциональной семьи. Параметры семейной системы. Переживания беременности в функциональной и дисфункциональной семье. Влияние семейных историй на переживание беременности и родов. Психотерапевтическая работа с семьей в период беременности в различных школах системной семейной терапии (структурная, стратегическая, историческая, постмодернистские – наративная, bfst – терапия).
Психодиагностика. Собчик Л.Н.
Применение психодиагностических методов исследования в работе с беременными и их семьями. Рисованный апперцептивный тест (ТАТ), исследования интеллекта по Куттелу, по Айзенку, методы портретных выборов. Психодиагностика психологической совместимости.
Тренинг навыков эффективного взаимодействия. Трепалина Н.Ю.
Групповая динамика. Определение супервизии. Задачи супервизии в консультировании. Различные модели супервизии, групповая супервизия. Методы развития самосознания. Профилактика «профессионального выгорания» у консультантов.
Психотерапевтическая работа с беременными
и их семьями. Бебик М.А.
Работа с различными темами в группах беременных: «мой внутренний ребенок - источник осознанного понимания беременности», «я – мама», «рождение». Работа со страхами, актуализированные во время беременности.
Применение различных видов творчества в работе с группами беременных:
различные техники работы с рисунком, индивидуальные и групповые рисунки как способ работы с динамикой группы, спонтанный театр как метод развития ролевой гибкости и навыков импровизации, знакомство с элементами танцевально-двигательной терапии в работе с семьями. Пренатальный психолог – осознание собственного стиля работы. Принципы создания собственных программ. Синтез полученных знаний для профессионального роста и развития. Ресурсы и возможности новой профессии.
Интермодальная терапия творчеством. Бирюкова И.В
Особенности применения интермодальной терапии творчеством (танец, рисунок, театр, лепка, поэзия, работа с голосом, музыка и т.п.). Работа с тревогами и страхами посредством терапии творческим выражением в психологических группах беременных женщин. Основные стратегии и методология разработки программ психологами по терапии творчеством для психологического сопровождения беременных.
Психическое здоровье, его нарушения и коррекция в раннем возрасте. Козловская Г.В.
Клинические аспекты психического здоровья, факторы риска и антириска. Формирование психических функций в младенчестве. Роль диады и триады в психологии младенца.
Ранняя психопатология (особенности, пропедевтика). Пограничные психические нарушения нервно-психического развития в младенчестве. Инфантильные психозы. Отдаленные результаты ранних психических дисфункций. Умственная отсталость и ее проявления в младенчестве. Синдромы, депривации (истинные и скрытые). Профилактика и коррекция нарушений психического здоровья детей раннего возраста. Формирование женского самосознания (методы, диагностика, коррекция).
В курс включены занятия со специалистами, использующие немедикаментозные
методы оздоровления и подготовки к родам (гипокситерапия, рефлексотерапия,
ароматерапия, йога, массаж, гомеопатия).
Место проведения: Институт психотерапии и клинической
психологии
Адрес: ул.Таежная, д.1 (санаторий "Светлана").
Проезд: до станции метро "Бабушкинская", далее автобусы
и марш. такси 615, 696 до ост. "Магазин "Свет"
или "Улица Малыгина" или санаторий "Светлана"
Проживание и питание в санатории "Светлана"
Стоимость проживания в 4-хместном номере (удобства на этаже)
400 руб./сутки; одно-, двухместные номера с удобствами - 800
- 950 руб./сутки;
Одно-,двух-, трехкомнатные люксы 2600 - 2900 руб./сутки за
номер.
В стоимость проживания включен завтрак.
Стоимость обеда из 3-х блюд по вашему выбору в баре санатория
60-100 руб.
Проживание необходимо заказывать заранее!
При оплате проживания по безналичному расчету необходимо заказать
в Институте счет из санатория.